В отношении будущего ветроэнергетики царит оптимизм, поскольку бум чистой энергии способствует устойчивому росту отрасли, которая, по мнению бизнеса и правительств, является ключом к замедлению изменения климата. Но назойливая проблема может помешать сектору выполнить это обещание: производители турбин все еще пытаются превратить растущий спрос в прибыль.
Тяжеловесы ветроэнергетики Vestas Wind Systems, General Electric Co. и Siemens Gamesa Renewable Energy SA страдают от высоких затрат на сырье и логистику, изменений в ключевых субсидиях на экологически чистую энергетику, многолетнего давления на цены на турбины и дорогостоящей гонки вооружений для создания все более крупных машин.
“То, что я вижу, — это колоссальный провал рынка”, — сказал Бен Бэквелл, главный исполнительный директор торговой группы Global Wind Energy Council, отметив несоответствие между правительственными целями в отношении новой ветроэнергетики и тем, что происходит на местах. “Риск заключается в том, что мы не на пути к чистому нулю [выбросов], а другой риск заключается в контрактах цепочки поставок вместо расширения”.
Отказ от ветроэнергетики может иметь разрушительные последствия, поскольку она призвана сыграть ключевую роль в глобальных усилиях по переходу на зеленую энергетику. По данным Международного энергетического агентства, чтобы ограничить потепление всего на 1,5 градуса Цельсия, к 2030 году миру потребуется начать добавлять около 390 гигаватт ветряных электростанций в год. В 2021 году было добавлено лишь около четверти от этого объема ветроэнергетических мощностей.
Проблемы, с которыми сталкиваются американские и европейские компании, также могут иметь геополитические последствия, поскольку китайские конкуренты стремятся расширить свою деятельность за пределами своего внутреннего рынка.
Цена идет вверх
Западные производители турбин в настоящее время сокращают расходы, чтобы повысить свою прибыль. Компании заявляют, что будут конкурировать за меньшее количество проектов на меньшем количестве рынков, повышать цены, оптимизировать линейки продуктов и сокращать производственные затраты. Это происходит как раз в тот момент, когда растущие цены на ископаемое топливо должны сделать возобновляемые источники энергии более конкурентоспособными.
“Вам абсолютно необходимо увидеть, как некоторые из этих показателей прибыли изменятся, чтобы цели декарбонизации были достижимы”, — сказал Аарон Барр, глобальный руководитель отдела береговой ветроэнергетики консалтинговой компании Wood Mackenzie.
Давление на прибыль
Пандемия всколыхнула ветроэнергетическую отрасль, что привело к сбоям в цепочках поставок и резкому росту затрат на материалы и доставку. Но проблемы начались еще в середине 2010-х годов, когда правительства начали сокращать щедрые субсидии и делать тендеры для разработчиков возобновляемых источников энергии более конкурентоспособными, по словам аналитика Credit Suisse Марка Фрешни. Это усилило давление с целью снижения цен на турбины, что привело к сокращению прибыли производителей.
Не помогает и то, что рынок ветроэнергетики ограничен ограниченным количеством разрешений на новые проекты. Процесс обычно включает федеральное планирование и местные согласования, и и то, и другое может быть затруднено людьми, которые не хотят, чтобы гигантские сооружения загораживали их вид на горизонт.
Эта динамика оказала давление на маржу точно так же, как производители турбин вложили значительные средства в выпуск более крупных турбин, которые могут улавливать больше ветра. Эти более мощные машины помогли снизить стоимость электроэнергии, вырабатываемой ветром, но их внедрение обходилось производителям дорого. Отрасль также сталкивается с нестабильным графиком будущей работы, что мало способствует увеличению инвестиций.
“Риск заключается в том, что у нас не будет поставщиков, наращивающих производство”, — сказал Мартин Нойберт, коммерческий директор Orsted AS, крупнейшего в мире разработчика морских ветряных электростанций. “У нас будет дефицит предложения для удовлетворения глобального спроса”.
Китайские конкуренты
Замедление производства турбин в США чревато дальнейшим ослаблением энергетической независимости страны. Уже сейчас компания рассчитывает на китайских производителей в части поставок солнечных панелей — зависимость, которая способствовала торговой напряженности между странами. Теперь китайские конкуренты видят возможности на рынке ветроэнергетики. Такие компании, как Xinjiang Goldwind Science & Technology Co., Envision Group и Ming Yang Smart Energy Group Ltd., планируют инвестировать в заводы за рубежом, чтобы занять долю рынка.
В 2021 году цены на китайские ветрогенераторы достигли минимальных отметок в 470 тысяч долларов США за мегаватт установленной мощности. Цены в Китае падали в то время как в остальном мире они росли.
Компания Vestas ненадолго получила право похвастаться самой большой в мире турбиной, когда объявила о 15-мегаваттной конструкции, но в качестве примера растущей мощи Китая ее быстро обогнали, когда в августе Мин Ян представил 16-мегаваттную машину.
Более свежий признак проблем для игроков за пределами Китая появился ранее в этом месяце, когда Siemens Gamesa отменила свои годовые прогнозы и заявила, что стремится к прибыли в минус 4%. Заказы во втором квартале упали до самого низкого уровня с тех пор, как компания была образована путем слияния в 2017 году.
“Результаты явно отстают от наших и моих ожиданий”, — сказал главный исполнительный директор Йохен Эйкхольт. “Существуют серьезные сомнения в отношении целей, которые мы поставили перед собой как компания”.
Те же факторы, которые повлияли на результаты Siemens Gamesa, могут повлиять на прибыльность GE Renewable Energy, крупнейшего поставщика ветряных турбин в США, в течение следующих нескольких кварталов, говорит аналитик Citigroup Энди Капловиц. Он ожидает, что в первом квартале подразделение продемонстрирует отрицательную операционную маржу в размере 16%, что более чем в два раза больше, чем в предыдущем году и в четвертом квартале прошлого года.
Проблемы в ветровом сегменте привели к тому, что GE Renewable Energy отодвинула свою цель по возвращению к безубыточности в этом году, после того как подразделение понесло операционные убытки в размере около 2,3 миллиарда долларов с 2019 года. Теперь GE ожидает, что подразделение “приблизится к безубыточности” в 2023 году, а крупнейший по выручке ветроэнергетический бизнес на суше достигнет низкой однозначной нормы прибыли.
Электросетевое подразделение GE стало серьезным источником финансовых проблем подразделения, но бизнес в области береговой ветроэнергетики ухудшился на фоне инфляционного давления, проблем с цепочками поставок и истечения срока действия ключевого налогового кредита в США.
Аналитики ожидают, что подразделение потеряет примерно 370 миллионов долларов, когда конгломерат отчитается о прибыли за первый квартал во вторник, согласно данным, собранным Bloomberg.
Повышение цен на электроэнергию от ветростанций
По данным BloombergNEF, после масштабного строительства ветряных электростанций глобальная установленная мощность ветроэнергетики превысила 742 мегаватта в 2020 году после менее чем 100 гигаватт по состоянию на 2007 год.
В то же время цены на электроэнергию, вырабатываемую ветряными электростанциями, неуклонно снижались. Этим улучшениям способствовали производители, выпускающие все более крупные турбины, что означало, что проекты были дешевле в разработке, сборке и обслуживании.
Положение начало меняться. По данным BloombergNEF, производители турбин во второй половине прошлого года подняли цены больше всего с 2014 года. Разработчики ветроэлектростанций ожидают, что это позволит обратить вспять более чем десятилетнюю тенденцию снижения затрат на ветроэнергетику, что является ключевым фактором, стимулировавшим ее расширение.
Подробнее: Растущие цены на возобновляемые источники энергии в Европе по-прежнему выгодны
В прошлом году Vestas повысила цены на свои турбины в среднем более чем на 20%. GE также повышает цены, повысив их на двузначные проценты с конца прошлого года. Это часть новой перестройки бизнеса, которую курирует Скотт Стразик, который в ноябре был назначен руководить предприятиями GE, связанными с энергетикой, поскольку они готовятся к выделению в 2024 году.
130-летний производитель меняет подход к выходу на рынок береговой ветроэнергетики за пределами США. Он планирует конкурировать за заказы на турбины в меньшем количестве стран и быть более избирательным в отношении проектов, которые он поставляет. Вскоре после вступления в должность в начале этого года Стразик пригласил более дюжины крупнейших поставщиков ветроэнергетики GE на саммит, чтобы обсудить пути повышения прибыльности отрасли. “Каждый генеральный директор пришел со своими рекомендациями для нас и для них, чтобы поднять все лодки в отрасли, которая, честно говоря, в конечном итоге должна стать более прибыльной”, — сказал он на совещании компании по перспективам 10 марта.
Быстрый приток более крупных и мощных машин привел к напряжению производителей турбин и цепочки поставок, сказал Стразик в интервью. Он сказал, что отрасли необходимо замедлить “гонку вооружений” турбин и внедрить большую стандартизацию в свою продуктовую линейку, чтобы производители и поставщики могли производить турбины быстрее и эффективнее в больших масштабах.
“Здесь потребуется элемент нормализации или индустриализации, чтобы мы могли достичь тех перспектив роста, которые наметили многие из этих стран”, — сказал он.
Перевод статьи Bloomberg, 25 июня 2022 г.
автор Джош Сол при содействии Брайана Экхауза
Прочитано 1667 раз(а)
0 комментариев